МБОУ "Гимназия №1 г. Никольское" Ленинградская область, Тосненский район
Войти

Итоговое сочинение (русский язык)

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/2025 учебном году (*.pdf)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году (*.pdf)

Сроки и места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области в 2024-2025 учебном году (*.pdf)

Сроки проведения в 2024-2025 учебном году:
- основной срок  – 04.12.2024г
- дополнительный срок – 05.02.2025г.
- дополнительный срок – 09.04.2025г.

Итоговое сочинение – это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций обучающегося, выявления уровня его речевой культуры, оценки умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
Цели проведения итогового сочинения:
• формирование самосознания школьников, умения мыслить и доказывать свою позицию;
• развитие потребности в чтении, повышение читательской культуры;
• повышение уровня речевой культуры.
Задачи проведения итогового сочинения:
• обеспечение допуска к государственной итоговой аттестации;
• сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов.
Итоговая письменная работа проверяет широту кругозора выпускника, умение мыслить и доказывать свою позицию, способность создавать развернутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной из данного круга вопросов проблеме, что предполагает изложение собственной точки зрения с опорой на произведение (произведения) отечественной и мировой литературы: художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества, кроме произведений малых жанров.
Итоговое сочинение по желанию могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания итогового сочинения – 3 часа 55 минут.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачёт» или «незачёт», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачёт».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.

По согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу.

Открытый банк итогового изложения пополнен новыми текстами.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.

Предварительное информирование о результатах проводится на ресурсе https://sdr.ixora.ru/

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы на 2023-2024 учебный год:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения (уточнена)
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения (уточнены)
3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года (обновлен)
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (без изменений)

Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причём темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы.
Сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Литературоцентричность экзамена связана с традицией российской школы, в которой чтение и изучение литературного произведения всегда играло важную роль.
Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении недостаточно. Опора на литературное произведение подразумевает осмысление его текста в рамках темы (на уровне смыслового анализа текста; интерпретации тематики и проблематики, сюжета и литературных характеров; комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания в аспекте выбранной темы).
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
• соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;
• соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
• соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);
• нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
• соответствовать возрастным особенностям выпускников (как основных участников), времени, отведенному на написание сочинения (3 часа 55 минут);
• быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам. Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы) .
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом обучения и воспитания в школе.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая):
• обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
• обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 Порядка проведения ГИА-11;
• участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
• участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет») за итоговое сочинение (изложение), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Участники итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА-11 проводится для:
• обучающихся XI (XII) классов;
• иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
• лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
• обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

• обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья;
• лица, обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) с ограниченными возможностями здоровья;
• дети-инвалиды и инвалиды;
• обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию может проводится по желанию для:
• лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) (выпускники прошлых лет);
• лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении):
Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения):
• обучающимся – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;
• лицам, проходящим ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании – в образовательные организации по выбору указанных лиц;
• лицам, участвующим в итоговом сочинении по желанию – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области – в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Ленинградской области;

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.
• лиц со справкой об обучении, участвующим в итоговом сочинении по желанию — в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА-11. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Обучающиеся, лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

Процедура проведения итогового сочинения (изложения):
Итоговое сочинение (изложение) в Ленинградской области проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, или в местах проведения итогового сочинения (изложения) - пунктах проведения итогового сочинения (изложения), определенных комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:
- ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
- документ, удостоверяющий личность;
- орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);
- листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);
- лекарства и питание (при необходимости);
- специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов) (при необходимости).
Участники итогового сочинения (изложения) выполняют итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе бланках записи, выданных дополнительно) формата А4.
В день проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).
Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области осуществляется лицами, входящими в состав муниципальных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенном комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения)
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям:
Требования к сочинению:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Требования к изложению:
Требование № 1. «Объем итогового изложения»
Рекомендуемое количество слов – 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Содержание изложения»;
2. «Логичность изложения»;
3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Ознакомление с результатами и срок действия итогового сочинения
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
Также в Ленинградской области ознакомление участников с результатами итогового сочинения организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных на официальном портале Рособрнадзора в разделе «Проверить результаты ЕГЭ» (http://checkege.rustest.ru/).
Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения
В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.
Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.
Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.
Образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).

Информация о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области:

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться:
выпускники текущего года, экстерны - в образовательных организациях Ленинградской области,
выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО - в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) (органах местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющих управление в сфере образования).
Руководитель общеобразовательной организации обеспечивает ознакомление участников с полученными ими результатами итогового сочинения (изложения) не позднее двух рабочих дней со дня окончания работы муниципальной экспертной комиссии Ленинградской области, с выдачей протокола с результатами итогового сочинения (изложения) под подпись участника.
Также ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных на официальном портале единого государственного экзамена в разделе «Проверить результаты ЕГЭ» (https://checkege.rustest.ru).

О сроках, местах и порядке подачи заявления на повторную проверку итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области в случае получения повторного неудовлетворительного результата («незачет»)

В соответствии с Порядком проведения итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области, определенным комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Порядок проведения ИСИ), в целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) экспертной комиссией, сформированной Комитетом на региональном уровне.
Заявление на повторную проверку при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) подаётся обучающимся в Комитет через руководителя образовательной организации, в которой обучающийся осваивает образовательные программ общего среднего образования, и (или) через орган местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Заявление пишется в свободной форме.
Повторная проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) проводится экспертной комиссией, сформированной Комитетом на региональном уровне, в соответствии с настоящим Порядком проведения ИСИ.
Комитет осуществляет информирование участника об итогах повторной проверки в письменной форме.

Письмо Рособрнадзора № 04-303 от 21.09.2023 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
  2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

Документы (архив):

  1. Общая информация на 2021-2022 (загрузить *.pdf)
  2. Порядок_проведения_итогового_сочинения_изложения_в_Ленинградской_области (загрузить *.pdf)
  3. РАСПОРЯЖЕНИЕ 21.10.2021_2836-р_О ФОРМИРОВАНИИ РИС ГИА ИСИ_2021-2022 уг (загрузить *.pdf)
  4. РАСПОРЯЖЕНИЕ_О ПРОВЕДЕНИИ ИСИ_2021_2022 (загрузить *.pdf)
  5. РАСПОРЯЖЕНИЕ_О СРОКАХ И МЕСТАХ РЕГИСТРАЦИИ_ИСИ_2021-2022 уг (загрузить *.pdf)
  6. РАСПОРЯЖЕНИЕ_Подготовка к ИСИ_2021_2022 учебный год (загрузить *.pdf)
  7. Методические рекомендации по организациии проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (загрузить *.pdf)
  8. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (загрузить *.pdf)

Вы можете ознакомиться с информационными плакатами по вопросам проведения сочинения (изложения).

Письмо Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 "О направлении уточненной редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)"

→ Бланки: blanki-oge23.pdf
→ Памятка ученику: pm-blank.pdf
→ Правила заполнения бланков ответов ОГЭ-2023: pr-blank.pdf
→ Бланки для тренировочных работ без надписи "Образец" (.pdf): blanki-oge-2021.pdf

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

  1. Зачем нужно сдавать итоговое сочинение (изложение) и обязательно ли его сдавать?

Итоговое сочинение (изложение) является обязательной процедурой допуска к ГИА.

  1. Когда я должен сдавать итоговое сочинение (изложение)?

Итоговое сочинение (изложение) проводится 3 декабря 2014 года. Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения), предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) (4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года).

  1. Необходимо ли подавать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) если да, то куда и когда?

Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подавать заявление. Заявления подаются не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в своей школе лично или родителями на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами по доверенности.
Выпускники прошлых лет, участники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ. Выпускники прошлых лет обязаны предоставить оригиналы документов об образовании, участники с ограниченными возможностями здоровья обязаны представить заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности. Чтобы узнать перечень мест регистрации, необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ.

  1. Где я буду сдавать итоговое сочинение (изложение)?

Писать итоговое сочинение (изложение) обучающиеся будут в своих школах. Выпускники прошлых лет и участники с ограниченными возможностями здоровья будут писать итоговое сочинение (изложение) в местах сдачи, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ. При регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) выпускникам прошлых лет и участникам с ограниченными возможностями здоровья будет выдано уведомление с указанием адреса места сдачи итогового сочинения.

  1. Где я могу узнать темы сочинений (тексты изложений)?

За 15 минут до проведения итогового сочинения (изложения) темы (тексты) сообщаются участникам в пункте сдачи итогового сочинения (изложения).

  1. Что я должен взять с собой на сдачу итогового сочинения (изложения)?

Участнику необходимо взять с собой на экзамен:

  • черную гелевую ручку;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • при необходимости лекарства и питание;

Орфографический словарь будет выдан членами школьной комиссии по проведению итогового сочинения (для написания изложения выдается также толковый словарь).

  1. Сколько по времени длится итоговое сочинение (изложение)?

Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

  1. Что запрещается во время проведения итогового сочинения?

Во время проведения экзамена нельзя иметь при себе телефоны и смартфоны, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения)

  1. На чем мне писать итоговое сочинение (изложение)?

Участники выполняют сочинение (изложение) на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.

  1. Где мне узнать мои результаты итогового сочинения (изложения)?

С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в местах сдачи итогового сочинения (изложения).

  1. Будет ли возможность пересдать итоговое сочинение (изложение)?

Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения), предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) (4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года).

  1. Будут ли учтены мои результаты итогового сочинения при сдаче ЕГЭ?

Нет, результаты итогового сочинения не будут учтены при сдаче ЕГЭ.

  1. Будет ли учитывать ВУЗ мои результаты итогового сочинения (изложения)

Результаты итоговых сочинений (изложений) могут быть учтены ВУЗами. Участникам, сдававшим итоговое сочинение, к имеющимся баллам ЕГЭ может быть прибавлено до 10-ти баллов по усмотрению ВУЗа. Порядок учета результатов, полученных абитуриентом за итоговое сочинение, указывается в правилах приема, утвержденных вузом самостоятельно.

  1. Нужно ли относить мои бланки сочинений (изложений) в ВУЗ?

Нет, не нужно, бланки будут доступны ВУЗу к просмотру через специально-разработанные информационные ресурсы. Однако при приеме в вузы в заявлении необходимо указать предоставление итогового сочинения, как результата индивидуального достижения.

  1. Где дети пишут сочинение? Куда распределяют выпускников прошлых лет?

Выпускники текущего года пишут итоговое сочинение в образовательных организациях, в которых выпускники осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Выпускники прошлых лет – в местах, определенных региональными органами управления образованием.

  1. Я выпускник прошлых лет. Где я могу зарегистрироваться на сочинение и когда это надо сделать?

Выпускникам прошлых лет для участия в итоговом сочинении необходимо подать заявление за две недели до проведения итогового сочинения.
Информацию о местах регистрации можно найти на сайтах региональных органов управления образованием.

  1. Как абитуриент может получить 10 баллов за сочинение? Каковы критерии оценки сочинения вузами по 10-балльной шкале?

Рособрнадзором разработан проект критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования. Проект размещен на сайте ФГБНУ «ФИПИ» и находится в стадии доработки. После издания указанного документа, он будет направлен в вузы. Данные критерии носят рекомендательный характер. Вузы вправе использовать их в готовом виде, дорабатывать критерии с опорой на предложенный подход, а также создавать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинения.
Согласно вносимым изменениям в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/2016 учебный год при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета вуз вправе при начислении баллов за индивидуальные достижения, учитывать также и баллы, выставленные вузом за итоговое сочинение (в случае представления поступающим указанного сочинения). Порядок учета результатов, полученных абитуриентом за итоговое сочинение, указывается в правилах приема, утвержденных вузом самостоятельно.

Нормативные документы:

Распоряжение КОПО ЛО  от 14.09.2021 № 2495-р «О подготовке к проведению в Ленинградской области в 2021/2022 учебном году итогового сочинения (изложения)» 

Распоряжение КОПО ЛО  от 17.09.2021 № 2541-р «Об утверждении  сроков и мест регистрации  на участие в итоговом сочинении (изложении) в Ленинградской области в 2021-2022 учебном году»  

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году 

Распоряжение КОПО ЛО  от 07.10.2021г. №2677-р «О проведении репетиционного сочинения (изложения) в Ленинградской области в 2021 году»

Информация:

Гимназия

Обучение детей с ОВЗ
Летний лагерь
Питание. Родительский контроль
Питание. Архив меню 2021-2024
Поступающим
Дистанционное обучение
Психологическая служба
Служба медиации
Методическая работа
Обучающимся
200-летию М.Ю.Лермонтова
Профориентация
Профессия учитель
Школа-профориентация.рф
Навигатор абитуриента
Проект «Билет в будущее»
Право и мы
Основополагающие документы
Твой возраст - твои права!
Температурный режим
Областной закон
Библиотека
Медиатека
Библиотека
Музей
Передвижные выставки
Походы
Наш край
Церковь
Районный литературный фестиваль
Положение
Работы команд
Результаты
Экзамены 2024/2025
Общая информация
О ГИА и ЕГЭ предметно. Документы
On-Line консультации
ОГЭ 9 класс
ЕГЭ 11 класс
ГВЭ
Итоговое собеседование (русский язык)
Итоговое сочинение (русский язык)
Подготовка к экзаменам
Абитуриенту
Всероссийские проверочные работы
Всероссийская олимпиада школьников
Функциональная грамотность
Безопасность
Дорожная безопасность
Безопасность Гимназии
Информационная безопасность
Нормативно-правовые основы ИБ
Нормативное регулирование
Педагогическим работникам
Обучающимся
Родителям
Безопасные сайты
Наши советы обучающимся
Телефон доверия
Интернет и Ты
Ученикам
Правила дорожного движения
Правила поведения на водоёмах
Алкоголь - вредный напиток
Опасно для интеллекта
Грипп
Как выбрать институт
Единый номер «112»
Берегите лес от пожаров!
Бытовой газ – правила безопасности!
Что делать во время грозы!
Пожары в многоквартирных домах!
Отправляясь в лес!
Гибель людей на пожарах!
Эвакуация из школы
Правила использования электробытовых приборов
Если ты оказался в заложниках
При обнаружении подозрительного предмета
Поведение при гололедах и метелях
Осторожно-ГАЗ!
Дети и спички!
Безопасный Новый Год
Будь осторожен с пиротехникой!
Пешеходу и водителю при гололеде
Любителям зимней рыбалки
Осторожно, сосульки!
Если вы провалились под лёд
01 марта все мирный день гражданской обороны
Стань добровольным пожарным!
Международный день спичек
Правила обращения с газовыми балонами
Что делать, если заблудился в лесу
Что делать, если загорелась розетка?
Пожар в подъезде
Купание в открытых водоемах
Тепловой и солнечный удар
Что делать, если тонет человек?
Правила безопасности на станции и вокзале
Профилактика наркозависимости
Антитеррористическая безопасность
Безопасность в сети Интернет
Здоровое питание школьника
Грипп и коронавирусная инфекция
Летние каникулы
Безопасность при катании на роликовых коньках, велосипедах, самокатах, скейтах
Зимний активный отдых
Действия населения при получении сигнала эксренного оповещения
Безопасные каникулы
Как защитить детей от мошенников
Ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности
Наши советы родителям
Детский рэкет
Адаптация к школе
Родительский день
Интернет
Безнадзорный ребёнок
Свобода подростку
Профилактика педикулёза
Безопасность в каникулы
Безопасность на воде
Памятка для родителей при пожаре
СНЮС–первая помощь и профилактика
Безопасность 0+
Коронавирус! Как не заразиться!?
Безопасные каникулы
Признаки подростковой депрессии
Скажи жизни "Да!"
Программы родительского контроля
Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в участие в несанкционированных массовых протестов
Профилактика суицидального поведения
Подружитесь со своими детьми
Ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности
Полезная информация
Нормативные акты по ГО и ЧС
Воспитательная работа
Программа воспитания
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Школьная форма
Досуг в школе
Акция "Нет курению!"
Акция "9 Мая"
Самый Большой Урок в мире
Экскурсии и поездки
Акция "Память о прошлом"
Масленица
Здоровый Образ Жизни
Без срока давности
Туристические сертификаты
Волонтерское движение
Школа развития
Книга Памяти
Коллектив "Сюрприз"
Экспертный совет
Добровольные пожертвования и целевые взносы
Справка
Помощь учителю
Полезные ссылки
Школьный Спортивный Клуб
Школьный театр
ДММЦ "Вместе!"
Центр "Точка Роста"
Общая информация
Документы
Образовательные программы
Педагоги
Материально-техническая база
Режим занятий
Мероприятия
Дополнительная информация
Обратная связь
ЦМ "Наставничество"
Управляющий совет
Закупки
Независимая оценка качества образования
Фотогалерея
Гостевая книга
Нормы ГТО
Условия обучения инвалидов
Семейное образование
ФГИС «Моя Школа»
Сферум
Служба социального педагога
Проектная деятельность
Школьный олимпиадный центр (ШОЦ)

Актуальный опрос

Устраивает ли вас качество питания в Гимназии?

да - 100%
нет - 0%
частично - 0%
в целом устраивает - 0%