Безнадзорный ребёнок

БЕЗНАДЗОРНЫЙ - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц (ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г.).
Положение детей в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. По данным Генеральной прокуратуры России, число безнадзорных детей в России превышает миллион. Несовершеннолетними было совершено 220 тысяч различных преступлений.
Мы часто слышим: «Посмотрите, что показывают по телевизор, и вы поймете, почему дети такие». Но нельзя всю ответственность за рост подростковой преступности перекладывать только на средства массовой информации. Хотя, по мнению почти 90% французов и такого же примерно числа немцев, бельгийцев, итальянцев, все беды с детьми происходят по вине голубого экрана, программы которого перенасыщены сценами насилия. Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее двадцати убийств и кровавых злодеяний. Наше телевидение не уступает европейскому по части демонстрации насилия юным зрителям. Поскольку подростки проводят в среднем от трех до четырех часов в день у экрана, то можно себе представить силу воздействия на неокрепшую детскую психику всей этой лавины ужасов и её роль в процессе социализации.
Конечно же, работа средств массовой информации влияет на поведение и сознание подростков, но, как ни странно, большинство малолетних преступников, совершивших тяжкие преступления, игнорирует СМИ и находится вне сферы их влияния. Так что, только одно телевидение вряд ли можно считать основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних.
Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить современные социально-демографические, психологические и криминальные процессы. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации.
Также ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Нетрудно догадаться, что резкое увеличение стрессовых ситуаций (отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги) сказывается, в первую очередь, на детях.
Отечественные и зарубежные специалисты давно доказали: основной фактор, который приводит ребёнка к асоциальным формам поведения, - это его социальная дезадаптация. Именно она влечёт за собой школьную неуспеваемость, трудновоспитуемость, склонность к совершению правонарушений.
Характеристики десоциализированного ребёнка:
1.Низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.
2.Низкий уровень развития полезных знаний, умений, навыков (трудовых, спортивных, технических, творческих и т.п.)
3.Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.
4.Неспособность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
5.Неспособность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих: друзей, сверстников, одноклассников.
6.Отсутствие самокритичности и навыков самоанализа.
7.Невнимательное отношение к окружающим, отсутствие эмпатии. (Эмпа́тия - способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию).
8.Безволие, восприимчивость к чужому влиянию, зависимость в принятии решений.
9.Низкая внешняя культура поведения.
10.Склонность к вредным привычкам и формам асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, использование нецензурных выражений).