Адаптация к школе

Статья «Адаптация к школе»

Душевная копилка ребенка работает день и ночь.

Её ценность зависит от того, что туда бросают.

Родителям и учителям хочется, чтобы дети хорошо учились, были успешны, активны и жизнерадостны. Но мы с Вами понимаем, что школьные трудности неизбежны, просто кто-то справится с ними легко, а кто-то столкнется со сложностями, преодоление которых, является определенным этапом в становлении личности. Взрослым, находящимся рядом потребуется большой запас терпения и такта, чтобы понять и своевременно помочь ребенку.

Для того, чтобы дети менее болезненно входили в школьную жизнь необходимо, чтобы они были подготовлены к предстоящим изменениям.

Огромный плюс, если ребенок регулярно посещалдетский сад, так как при этом он:

  • учился общаться с другими детьми (приобретал коммуникативные навыки), находил свое место в коллективе, завоевывал внимание взрослого;
  • приобретал навыки самообслуживания;
  • получал грамотно организованное систематическое развитие;
  • укреплял иммунитет, находясь в группе детей…

Школьная адаптация – процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации, но мы остановимся на некоторых аспектах готовности ребенка к школе. Хотя в настоящее время в школьной практике нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность к школе»

Итак, начнем с некоторой характеристики физиологического аспекта:

  • Официально на 1 сентября ребенку, поступающему в школу должно исполниться не менее 6 лет 6 месяцев и не более 8 лет. Хотя наиболее благоприятный возраст считается с 7 лет. Год, отделяющий 6-летнего от 7-летнего ребенка очень важен, так как в это время формируются многие новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка…, интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции.
  • Окостенение скелета еще незавершенно и чтобы избежать деформации, необходимо дождаться смены молочных передних зубов на постоянные (смена зубов является одним из факторов физической готовности).
  • В этот период возраст может различаться на 2 года, то есть ребенок 7 лет физически и психологически может соответствовать как 5, так и 9-летнему.
  • Характерно слабое развитие мелкой моторики руки, кисти (частые жалобы типа: «рука устала», «рука болит»).

Взрослым на заметку:

1.      В этот период крайне важным является соблюдение режима дня: сон с 21.00 до 7.00, на засыпание в среднем уходит 22 минуты. А в 1 классе сон может быть увеличен до 11 часов. Организация трех-пяти  разового горячего питания, с использованием овощей, фруктов, орехов.

2.      Необходимо организовывать обязательные прогулки, при этом не менее двух часов ребенок должен активно двигаться на свежем воздухе. 

3.      Забота родителей о закаливании ребенка, своевременное лечение имеющихся хронических заболеваний, последствий родовых травм…

4.      Иногда ребенок пользуется маленькими недомоганиями. Если благодаря этому он будет оказываться в центре Вашего внимания, то он может научиться получать удовольствие от своего плохого самочувствия.

5.      Лучше всего развивают руку рисование карандашами и работа с ножницами. В настоящее время промышленность предлагает огромное количество различных творческих наборов, комплексно развивающих ребенка.

6.      Следует помнить, что при обучении идет нагрузка на зрительный анализатор, поэтому компьютерные игры и просмотр телевизионных передач должны быть очень дозированы.

Психологический аспект:

  • Роль самооценки в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей).
  • Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий, развития зрительно-моторной координации…
  • Развитие познавательных способностей (памяти, внимания, мышления…), развитие связной речи.
  • Развитие самоконтроля, формирующееся к 9 годам, но для этого надо научиться решать возникающие трудности, а не обвинять кого-то другого. (Иначе это говорит о низком уровне развития такого важного новообразования как самоконтроль).
  • Обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка.

Взрослым на заметку:

1. Необходимо соблюдать меру своей любви и меру родительской ответственности. Будьте последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

2.   Недопустимо использовать физические наказания, запугивания, психического и морального давления на ребенка. Угрозы взрослого приводят к обману (вранью), боязни, ненависти. Вряд ли это то, что Вы хотели бы вырастить.

3.   На трудности в школе и дома ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями (гневом, страхом, тоской или вегетативными нарушениями). Поэтому обращайте внимание на данные проявления и попытайтесь понять причины.

4.  Предлагать ребенку работу с различными «обучалками» – это позволит увидеть родителю проблемные и сильные стороны ребенка, а ему – заниматься саморазвитием.

5.   Как Вы думаете, может ли ребенок, не выговаривающий часть алфавита правильно писать слова? Так может мы – взрослые приложим все усилия, чтобы к началу обучения ребенок по возможности стал чисто говорить. В наших силах своевременно обратиться к специалистам: логопеду, дефектологу, - чтобы отработать звуки.

6. Не стоит требовать от ребенка безропотного выполнения требований взрослого, если не хотите, чтобы он в повседневной жизни стал ведомым.

Социальный аспект:

  • Готовность к принятию нового статуса (ученик), новых требований (обязательное выполнение правил, например, приготовление домашних заданий).
  • Ребенок приступает к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
  • Трудности общения (конфликты, ссоры…), которые следует решать с позиции «Я – хороший и Ты – хороший, но у нас проблема, которую стоит решить».

Взрослым на заметку:

1.      Помогайте ребенку в урегулировании конфликтных ситуаций, спрашивайте совета в сложных ситуациях, вместе приходите к правильным решениям. И при этом разрешайте ребенку совершать ошибки, но анализируйте их впоследствии (где стоило сделать иначе и как именно, какие варианты решений можно было бы попробовать выполнить…).

2.      Чаще предлагайте ребенку игры с правилами – это поможет придерживаться социальных норм и воспитывает произвольность.

3.      Ребенок подражает взрослым, но не тому, что взрослый говорит, а тому, что и как делает. Это необходимо помнить всегда.

4.      Хвалите ребенка за хорошие поступки и анализируйте ошибки. Отделяйте поступок от ребенка. Например: «Я тебя очень люблю, но вот скандал в магазине меня очень огорчил».

5.      Посещение учебного заведения до начала учебы, снимает лишнюю тревожность и помогает быстрее адаптироваться к новым условиям.

В начале февраля проводится день открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей, на котором ребята знакомятся с символом нашей гимназии – белым вороном Никошей. С середины февраля начинает работать школа дошколят. В предыдущие годы проходили веселые старты, оставившие о себе яркие воспоминания у соревновавшихся команд. В начале сентября до середины октября с первоклассниками проводятся занятия по адаптации к школе, на которых дети лучше узнают друг друга, знакомятся со школой, выводят школьные правила… А в этом учебном году, в соответствии с федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС) реализуется через внеурочную деятельность дополнительный курс работающий в том числе и на обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе.

Мотивационный аспект:

Взрослым на заметку:

1.  Необходимо помогать планировать свой день, отмечать важные дела, ставить цели и идти к ним. Вместе с ребенком выработать учебные навыки (организовать рабочее место для приготовления домашних заданий, обсудить, где и какие учебные принадлежности должны находить, чтобы было удобно  ими пользоваться…).

2.    Давайте ребенку больше самостоятельности. Не делайте  за ребенка то, что он может сделать сам, иначе, будьте готовы обслуживать его всегда.

3.     Развивайте ответственность за выполнение ряда обязанностей.

4.  Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки, самодостаточности ребенка.

Самое главное, чтобы любящие взрослые находились рядом и согревали своим теплом, вниманием, заботой, лаской. Участвуйте в развитии своего малыша и развивайтесь сами.

«Жизненные позиции заразительны… А Ваша может кого-нибудь увлечь?»

Спасибо за внимание!